Игорь Барановский, к.г.н., доцент Смоленского государственного университета, эксперт Агентства интеграционных инициатив
Последнее время одной из наиболее актуальных тем развития международных отношений для Беларуси является сотрудничество с Китаем. В белорусских, а сейчас уже и в российских СМИ, появляется всё большее количество публикаций о новых договорённостях, заключённых контрактах, перспективах и существующих проблемах развития белорусско-китайских отношений. Преимущественно подобные обсуждения касаются отношений на уровне государств, при этом влияние «китайского фактора» развития экономики отдельных регионов Беларуси остаётся в стороне. Попробуем разобраться, какова роль белорусско-китайских отношений с точки зрения развития экономики приграничных с Россией регионов.
Рассмотрим ситуацию на рынке инвестиций и внешней торговли Беларуси с Китаем. В течение 2016 года во внешней торговли Беларуси и Китая, как указывает Белорусско-Китайский межправительственный комитет по сотрудничеству, прослеживалась тенденция снижения объёмов торговли (в долларовом эквиваленте) – на 18,8% за год (по сравнению с уровнем 2015 года). В течение последних 5 лет также не наблюдалось существенного роста объёмов торговли Беларуси и Китая (последний значительный рост отмечен в 2012-2013 годах). В 2016 году почти в два раза упала величина экспорта товаров в Китай из Беларуси, при этом импорт упал существенно в меньшей степени (только на 11%), величина отрицательного сальдо торговли существенна и ещё больше выросла в прошедшем году. Несмотря на рост показателей товарооборота в 2017 году, существенного изменения ситуации во внешней торговле не произошло. Для отдельных приграничных регионов (например, Могилёвской области) характерен рост объёма товарооборота с Китаем, который существенно подрос за 2017 год. В целом можно констатировать скорее неблагоприятное развитие ситуации во внешней торговле Беларуси и Китая в последнее время. По количеству привлечённых инвестиций показатели Китая последние годы существенно выросли, но по-прежнему объём инвестированных Китаем средств существенно меньше (примерно в 10 раз), чем инвестиции, привлечённые в экономику из Российской Федерации.
Для Китая наиболее приоритетными являются крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории Республики Беларусь. Так, наибольшее внимание последние годы уделяется проекту создания фактически в пригороде Минска особой экономической зоны – индустриального парка «Великий камень». Несмотря на существенные перспективы производства на данной территории белорусско-китайского инновационного продукта с дальнейшим выходом на рынки Евросоюза и ЕАЭС, инвесторы и резиденты туда пока идут неохотно.
Рынок Беларуси является для китайских компаний фактически «очень маленьким», поэтому интерес вызывают преимущественно наиболее мощные белорусские предприятия, которые в дальнейшем будут продавать на экспорт свою продукцию совместно с китайской. Например, для минского автозавода (МАЗ) китайцами будут производиться двигатели и другие автокомпоненты. Следует отметить, что наиболее крупных и экспортноориентированных предприятий на территории приграничных регионов немного, гиганты белорусской промышленности располагаются преимущественно в столице Беларуси и Минской области. Это также сдерживает поток инвестиций в приграничные регионы из Китая.
Для территории Витебской области характерно за последние годы увеличение привлечённых из Китая инвестиций, а также объёмов строительства совместных предприятий. Так, например, строящиеся Витебская ГЭС, молочные комплексы в Толочинском и Сеннинском районах, модернизация Оршанского льнокомбината, создание социального жилья в Витебске и Орше или электроподстанции в Поставском районе – это «китайских рук дело». Но по большому счёту, разве что за исключением Оршанского предприятия, все эти объекты носят региональный характер с точки зрения своей значимости и не выступают в качестве главных, системообразующих элементов экономики и производственного сектора Витебской области. В то же время работа крупнейшего в регионе предприятия – Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода – в большей степени зависит от российских поставок сырья, и в целом большая часть предприятий ориентируется на российский потребительский рынок.
Несмотря на существенное увеличение объёмов торговли между Могилёвщиной и Китаем в 2016 и первой половине 2017 года, расширение номенклатуры экспорта товаров пищевой промышленности на восток, главным торговым партнёром для этого приграничного региона также по-прежнему остаётся Российская Федерация, с которой налажены давние связи. При этом перспективы сотрудничества с Китаем для Могилёвской области в рамках развития туризма, сельского хозяйства и совместного производства, в том числе и на депрессивном юго-востоке области, весьма велики.
Перспективным направлением развития экономических отношений Китая и Беларуси может выступать совершенствование транспортной инфраструктуры, в том числе и в рамках проекта «Один пояс – один путь». При этом эффективность данного проекта вызывает сомнения не только у резидентов Союзного государства, но и у ряда китайских бизнесменов. Несмотря на сокращение сроков поставок по железной дороге и меньшим расстоянием транспортировки (по сравнению с морским транспортом), китайские транспортники остаются нередко в убытке и просят правительство компенсировать свои расходы, так как в обратном направлении вагоны идут пустыми.
Да, в последние годы выросла величина экспорта продуктов питания из Беларуси в Китай, перемещаемой с помощью железнодорожного транспорта, но это пока всё равно не компенсирует потерь и не делает железнодорожный транспорт с точки зрения поставок товаров из Китая в Европу более рентабельным, чем морские перевозки. К тому же основными экспортёрами продовольственных изделий выступают предприятия из западной Беларуси и минского региона. А регионы российско-белорусского приграничья в этом товарообороте пока не очень активны.
Сотрудничество регионов Республики Беларусь и Китая осуществляется также и в области развития туризма. При этом основной туристский поток направляется преимущественно в Минск, а регионы приграничья пока не могут похвастаться массовым привлечением китайских туристов.
Таким образом, несмотря на рост объёмов торговли приграничных регионов Беларуси с Китаем, расширением сети предприятий, ведущих совместную производственную деятельность с китайскими резидентами, постройкой ряда объектов в приграничье китайскими рабочими, уровень влияния «китайского фактора» на экономику приграничья пока не высок. Сотрудничество с Китаем является, безусловно, перспективным как в отраслях промышленного, сельскохозяйственного производства, так и в сфере туризма и в иных видах услуг. Но реализация этой перспективы, в первую очередь, осуществляется в столичной агломерации, в то время как регионы приграничья пока ещё в недостаточной степени вовлечены в развитие белорусско-китайских отношений, в большей степени ориентируясь на сотрудничество с Россией.