Александр Тиханский

военно-политический аналитик, эксперт в сфере безопасности, кандидат социологических наук. Полковник запаса, профессор Академии военных наук Российской Федерации. Выполнял интернациональный долг в Афганистане, преподавал на Факультете Генштаба Военной Академии, в Институте Национальной Безопасности Республики Беларусь

 

Военно-политическая обстановка в мире складывается под влиянием развала системы международных отношений, и сегодня существенное воздействие на ее развитие оказывают углубление международной и региональной интеграции и разъединения, формирование глобального финансово-экономического и информационного пространства и их противоречия, усиление соперничества между мировыми и региональными центрами силы.

В этих условиях своевременность принятия новой редакции Военной доктрины Союзного государства подтверждается принятием новых редакций Стратегии национальной безопасности и Национальной военной стратегии США, в которых Россия и Китай причисляются к вероятному противнику: «Китай и Россия бросают вызов власти, влиянию и интересам США, пытаясь подорвать американскую безопасность и процветание. Они полны решимости сделать свои экономики менее свободными и честными, наращивать военную мощь, контролировать информацию, чтобы подавить общество и расширить свое влияние».

Прошедший 2018 год можно без всяких сомнений назвать годом российского оружия. Россия первая в мире создала гиперзвуковые комплексы и боевые лазерные системы, которые долгое время находились под грифом «совершенно секретно». По понятным причинам подробно и со всеми тактико-техническими характеристиками о таком оружии сказать пока нельзя, да и в рамках отдельной статьи просто-таки невозможно рассказать обо всех новых разработках, поэтому речь пойдет лишь о некоторых, самых значительных образцах современного оружия, уже повлиявших на стратегию и тактику применения войск (сил).

В войска уже поступают гиперзвуковые комплексы «Кинжал» и «Авангард», лазерный комплекс «Пересвет». На подходе к принятию на вооружение тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат».

Говоря об «Авангарде» (аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение – АГБО), необходимо отметить, что это лишь часть программы модернизации ракетного оружия, которую Россия осуществляет больше 10 лет, и, по мнению американских экспертов, «Россия делала упор на развитие средств отражения ракетной и воздушной угроз. Ее военные предполагали, что они достигнут большего эффекта, если создадут риск для средств передового базирования США, предназначенных для решения задач обороны и сдерживания, с помощью угрозы с воздуха и ракет в частности».

Работа по решению этих задач включала в себя различные усилия по разработке новых средств доставки, от высокоатмосферных до постоянно маневрирующих и подводных. То есть разрабатывалось и разрабатывается оружие, которое поднимает цену противостояния и обладает маневренностью, серьезно повышающей проницаемость обороны противника и усложняющей или делающей невозможной защиту от такого оружия. И в конце 2018 года в США признали, что «в мире нет и в ближайшее время не появится систем защиты, способных справиться с этим российским боевым комплексом».

Здесь нужно еще и акцентироваться на том моменте, что новая тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», обладающая уникальной траекторией полета, может быть использована и самостоятельно со своими боеголовками, и как носитель «Авангарда», с возможностью долететь до цели как через Северный, так и через Южный полюс. Опять же, «Сармат» не имеет ограничения по дальности полета, соответственно, ракета сможет обойти позиции ПРО.

Что это значит? Что многомиллиардные расходы США на ПРО попросту ушли в никуда, и баланс стратегических вооружений жестко восстановлен. А гонка вооружений все больше смещается в сферу высоких технологий и требует все более значимых финансовых вложений.

Картину переоценки возможностей стратегических наступательных сил дополняет аэробаллистическая ракета «Кинжал», которая летит по баллистической траектории, но не покидает атмосферу Земли. Ее носитель, сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 поднимает «Кинжал» на высоту в несколько тысяч метров и разгоняется до сверхзвуковой скорости. После пуска ракета летит с гиперзвуковой скоростью, а в районе цели переходит в пикирование. Таким образом, современные и перспективные средства противоракетной обороны не смогут перехватить ракету с такой траекторией и скоростью полета. Как результат – уничтожать даже хорошо защищенные цели противника можно в режиме реального времени.

Обратим внимание на то, что на стратегическом уровне эта система не окажет большого влияния на американскую доктрину первого удара, поскольку не изменит взаимную уязвимость большого количества российских и американских стратегических баллистических ракет по отношению друг к другу. Но как фактор сдерживания играет неоценимую роль.

С принятием на вооружение ВМФ России системы «Посейдон», которую уже назвали «оружием Судного дня», резко меняется оперативно-стратегическая обстановка на океанских и морских театрах военных действий. Торпеда системы «Посейдон», запускаемая с подводной лодки, имеет ядерную силовую установку и способна двигаться со скоростью 200 км/ч, с боеголовкой мощностью до двух мегатонн. Это оружие практически нивелирует боевые возможности авианосных ударных группировок США и делает их уязвимыми по отношению даже к одной торпеде.

Нельзя не упомянуть и о том, что первые боевые лазерные системы «Пересвет» заступили на дежурство еще осенью прошлого года. О них мало что известно. Есть лишь информация, что в основе системы лежит ядерная энергетическая установка, которая и обеспечивает энергетическую мощность новой боевой системы. «Пересвет» выжигает системы оптико-электронной разведки, установленные на самолетах, вертолетах и беспилотниках, выводит из строя или ослепляет на некоторое время оптику космических объектов.

Естественно, что волна модернизации российского вооружения – это результат усилий многих лет. Да и война в Сирии позволила России испытать много различного оружия в боевых условиях, чего не было со времен Афганистана. Сирия стала не только полигоном для испытаний оружия, но и тренировочным лагерем для личного состава вооруженных сил, дала ему возможность приобретения навыков в боевых условиях. Например, Сирию прошли практически 80% летного состава ВВС России.

А уже приоритетами в военно-технической отрасли на 2019 год станут такие направления, как: искусственный интеллект, боевые роботы и киберсфера, разработка дальних боевых БПЛА. Особо охраняемое и значимое направление – разработка и создание искусственного интеллекта. Практически на следующие десятки лет (может 20, а может, и 30 лет) это направление и будет задавать тон в гонке вооружений, где основные задачи в военных действиях будут возлагаться на беспилотные варианты боевой техники и вооружения.

Таким образом, США создали себе определенные сложности, оставив модернизацию российского оружия без внимания. Но в Национальной оборонной стратегии США уже прошло признание важности соперничества с другими великими державами, и очевидно, что Вашингтон начал придавать больше значения тем вещам, на которые некоторое время не обращал внимания, и мы в ближайшее время увидим усилия по противодействию возможностям российского оружия.

И цели Пентагоном определены, и деньги под это уже зарезервированы. Но когда американские оружейные проекты будут реализованы и насколько окажутся эффективными – вопрос времени…

В новой редакции Военной доктрины Союзного государства новые военные риски и угрозы в сфере новых военных технологий уже получили свое обоснование и место в оперативно-стратегических планах Региональной группировки войск (сил) по обеспечению военной безопасности Союзного государства. И в планирующихся учениях группировки на 2019 год они будут обязательно учтены.

Читайте также


Поделиться:

Контакты

ВКонтакте

Facebook

Instagram