Александр Тиханский

политический аналитик, эксперт в сфере безопасности, кандидат социологических наук, полковник запаса, профессор Академии военных наук Российской Федерации

Вызовы и угрозы военной безопасности Союзного государства в 2020 году

Наступивший год будет очень сложным. Главное – это почти неизбежный крах договора СНВ-3, а вместе с ним – почти всех ограничений на новую гонку вооружений в ядерной сфере. И это на фоне прекращения договоров по ПРО, РСМД и активной милитаризации Польши и Прибалтики. Под угрозой стоит и вопрос о ДНЯО (нераспространении ядерного оружия), и все остальные базовые элементы международной безопасности – мир приближается к новому большому кризису? Уже в январе стартуют военные учения США и НАТО Defender-2020 («Защитник Европы»), которые, по сути, станут крупнейшей переброской американских войск на европейский континент за последние 25 лет. Все же временами нам будет казаться, что мир движется к очередной войне, но уже «третьей мировой».

И этому есть свои основания: убийство иранского генерала Сулеймани, обстрел американских баз иранскими ВС в Ираке, катастрофа гражданского лайнера под Тегераном, решение о вводе турецких войск в Ливию – можно перечислять и дальше.

Ставки, сделанные сегодня Варшавой, достаточно высоки: Польша уже превращается в военно-технический плацдарм для США и НАТО. Учения Defender-2020 просто завершатся созданием ударного кулака на территории республики не только самой Польши, но и всей Прибалтики. Мало того, Варшава ведет системную игру на пересмотр Ялтинского мироустройства. Польские элиты сделали ставки на выдавливание России из региона. Им необходимо стать главным военно-политическим партнером США в регионе для того, чтобы вовлекать в орбиту влияния соседние государства.

Идет процесс идеологического обеспечения долгосрочной стратегии, где поляки делают ставку на ослабление, выдавливание и последующий демонтаж России. Польша активно наращивает вооружения, закупая их в первую очередь у США, что и приводит, по версии многих экспертов, к такой приверженности Варшавы американскому оружию, в чем сами поляки считают виноватыми Берлин и Париж, исключающие Польшу из своих совместных проектов в сфере обороны: «…по этой причине Варшава обращается к другим партнёрам и планирует приобрести больше современных танков, чем есть у Германии и Франции, вместе взятых» – вот даже и так.

Хотя нельзя исключать и интересы лидеров ЕС – Германии и Франции, которые хотят лучше вооружить свои армии и повысить их боеспособность, а вообще-то и идти все же к созданию единой европейской армии, где пока места Польши они не видят. Германия и Франция сотрудничают в этой сфере, но не допускают Польшу к совместной работе, хотя Варшава с удовольствием приняла бы участие в разработке хотя бы новых танков.

В результате Польша заключила с США договор о покупке сразу 20 американских портативных ракетных установок и сопутствующего оборудования и снаряжения более чем на $400 млн. Кроме того, Варшава хочет приобрести на замену немецким танкам другие, более современные. Польша уже тратит миллиарды долларов на военную технику, в первую очередь из США, и относится к числу шести стран НАТО, которые расходуют на оборону 2% ВВП. Так, Польша приобретает 32 американских военных самолёта F-35 на сумму $6,5 млрд., а США уже готовы предоставить Польше необходимую технику, тогда как германо-французская альтернатива будет доступна не ранее 2030-х годов.

Наращивание вооружений для Польши в приоритете, и американский президент Д. Трамп часто хвалит её за это. По мнению экспертов, Варшава является вторым (!) по величине покупателем американского оружия после Саудовской Аравии.

В нашем регионе Польша играет важную роль в военном плане, «обеспечивая безопасность так называемого восточного фланга НАТО». И если Варшава сейчас будет заключать только двусторонние договора с США, это ещё больше усложнит интеграцию между европейскими армиями. Эксперты говорят о возможности даже отчуждения Польши как важнейшего партнёра в сфере политики безопасности в случае, если европейские страны не будут делать Варшаве никаких предложений. Польша хочет, чтобы в ней видели не только потенциального покупателя военной техники, но и партнёра.

Еще в начале октября 2019 года НАТО анонсировал крупнейшие учения вблизи границ Беларуси и России в 2020 году. По заявлению Президента РБ, официальный Минск уже разрабатывает варианты ответа на данную угрозу. В частности, он предложил российскому президенту В.В. Путину обезопасить себя на время проведения учений НАТО в Польше и Прибалтике. Характер проводимых США и НАТО учений у границ Союзного государства явно демонстрирует, против кого именно они готовятся воевать. В этих учениях примут участие 37 тысяч военнослужащих США, других стран НАТО и стран - партнеров НАТО. При этом 20 тысяч военнослужащих (усиленная бронетанковая дивизия) будут переброшены в Европу с континентальной части США.

Официально говорится, что учения должны подготовить США к войне с «почти равным по силе» противником. И кто бы им мог быть в Европе? Союзные Великобритания, Германия и Франция? С учетом того, что войска будут перебрасываться через Польшу к границе с Калининградской областью и в Прибалтику, ответ очевиден.

В то же время военные учения стран НАТО у границ России и Беларуси – дело обычное. Ежегодно на суше и море США и их европейские сателлиты проводят до полусотни разного рода учений и манёвров, большинство из которых в качестве гипотетического сценария предполагает противодействие России. Однако планируемые учения Defender-2020 несколько выделяются из этой череды сразу по ряду признаков.

Во-первых, своим масштабом. Большая часть военных учений стран НАТО проводилась локально (с участием воинских подразделений ряда стран, но в пределах одной или нескольких стран). Defender-2020 будут проходить на территории сразу 10 европейских государств.

Во-вторых, в них примут участие около 37 тыс. военнослужащих из 18 стран НАТО и партнёров НАТО. 37 тысяч – это уже само по себе много по европейским меркам. К тому же позвали ещё Украину, хотя обычно она участвует в учениях либо на своей территории, либо приглашается на небольшие второстепенные манёвры.

В-третьих, 20 из 37 тыс. военнослужащих прибудут из США, что будет самой крупной переброской американских войск для прохождения учений в Европе за последние 25 лет. Соответственно, курирует их подготовку даже не НАТО, а Европейское командование ВС США.

В-четвёртых, сроки. Время проведения (активных действий) обозначено как апрель-май 2020 года. Т.е. логично допустить, что они растянутся как минимум на пару недель (тогда как обычные учения укладываются в 4–7 дней). Впрочем, столько займёт только активная фаза учений, тогда как развёртывание войск начнётся уже в январе 2020 года, а возвращение военнослужащих на базы в США и Европе ожидается лишь к июлю. Таким образом, в целом Defender-2020 – мероприятие примерно на полгода.

И регион проведения. Конечной точкой станет Прибалтика – намёк на то, что эти учения – ответ не только на модернизацию Россией своих вооружённых сил, но и на развитие оборонных инициатив в рамках Союзного государства и ОДКБ. При этом все эти 37 тыс. военных не приедут сразу в Прибалтику, войска прибудут на военные базы в ФРГ, а затем передислоцируются в Прибалтику через Польшу по автодорогам, железным дорогам и морским транспортом.

В Польше и Прибалтике уже сейчас находится около 10 тыс. военнослужащих США и других стран НАТО. В ближайшее время американские войска в Польше увеличатся еще примерно на тысячу военнослужащих. На протяжении последних лет США и НАТО создают и модернизируют военную инфраструктуру (военные базы и аэродромы, порты, транспортные пути и т.д.) в Польше и Прибалтике, отрабатывают различные схемы быстрой передислокации туда войск США и других стран НАТО как с континентальной части США, так и из Западной Европы.

В Бельгии, Нидерландах, Германии и Польше созданы или создаются склады для тяжелого вооружения бронетанковой дивизии США. Модернизируется военная инфраструктура для быстрой переброски войск внутри Европы, причем прежде всего в направлении Калининградской области, Прибалтики и Беларуси.

Особую озабоченность военно-политического руководства Союзного государства вызывают и процессы милитаризации Литвы. Так, литовское правительство одобрило законопроект об увеличении на четверть численности личного состава вооруженных сил республики к 2024 году. А общее число военнослужащих литовской армии увеличится с 21,3 до 26,9 тыс. При этом число профессиональных военных составит от 11,4 до 15,6 тыс. человек. Предполагается и создание нового логистического батальона на западе Литвы. Формирование будет причислено к бригаде Zemaitija, состоящей из трех батальонов пехоты и одного артиллерийского батальона.

Серьезные вызовы и риски военной безопасности Союзного государства видны из доклада Джеймстаунского фонда, автор которого Джеймс Хукер полагает, что в США и других странах НАТО планируются мероприятия по нейтрализации российской и белорусской военных группировок в нашем регионе. Достаточно посмотреть на большое количество открытых англоязычных материалов про сильные и слабые стороны калининградской зоны и про то, как и какими силами и средствами ей можно противодействовать. Недавно стратегические бомбардировщики B-52 отбомбились на полигоне в Литве, в 50 км от границы Калининградской области. У российских границ на западе и востоке практически безостановочно летают самолеты-разведчики США, других стран НАТО и формально нейтральной Швеции, которая делится информацией с НАТО и ведет воздушную разведку на Балтике.

В зоне уже не рисков, а угроз появился новый театр военных действий – Интернет и киберпространство, открывшие новые возможности для ведения психологической и информационной войн, для осуществления атак на компьютерные сети. Целью войны становится уже не столько захват материальных богатств и территории противника, сколько подчинение своей воле его населения.

Новому генсеку ОДКБ С. Засю остается старая проблема – отношения с НАТО, вернее, отсутствие каких-либо отношений. Так, заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер после трех лет работы в Брюсселе, покидая свой пост, дала понять, что не считает нужным для НАТО поддерживать какие-либо отношения с ОДКБ. В то же время, как следует из сравнения текстов двух договоров – Ташкентского и Североатлантического, ОДКБ и НАТО с точки зрения соответствия международному праву, а также по одинаковости сфер деятельности, организации и порядка их осуществления фактически идентичны.

Отказ альянса признавать ОДКБ трактуется лидерами государств – участников организации следующим образом. В частности, президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая на сессии Совета коллективной безопасности в Ереване еще 14 октября 2016 года, заявил: «Мы все констатировали, что ОДКБ никто не хочет признавать, особенно НАТО, – видите ли, организация не та. Я слушал эти разговоры и думал: если мы будем их просить, чтобы они нас признали, они никогда нас не признают. Нам надо поступить таким образом, чтобы заставить их признать нашу организацию. Подтянем к этому специалистов, прежде всего из Российской Федерации и других государств. И надо сформулировать хорошие приоритеты, чтобы наша организация вышла на довольно серьезный уровень. Чтобы ее не боялись, но уважали». Поэтому было принято решение наряду с терроризмом и экстремизмом включить в число вызовов, требующих немедленного реагирования ОДКБ, угрозы, исходящие от Запада, в частности, одностороннее развертывание ПРО, выход США из РСМД и организацию «цветных революций».

К сожалению, в 2020 году будут все ярче проявляться признаки новой войны. К признакам мировой войны эксперты относят процесс разрушения исламской цивилизации (на Ближнем Востоке), процесс разрушения православно-славянской цивилизации (сначала на Балканах, теперь на Украине), перенос Вашингтоном большой войны в Европу, попытки демонизации России и наращивание военной мощи НАТО у ее границ, а также развертывание американцами Сил быстрого глобального удара и ПРО и нацеленность их на Россию.

Есть и внутренние риски и угрозы военной безопасности Союзного государства, это:

– упущения во внутренней и внешней политике стран, в частности в воспитательной работе с молодежью, что используется противником для перекодирования ментальности населения, воспитания его в националистическом, нередко русофобском духе;

– стремление США и НАТО перехватить инициативу в работе с интеллигенцией, деловыми кругами и в первую очередь с молодежью стран ОДКБ с целью продвижения своих ценностей.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для Союзного государства является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы нашей безопасности, или возникновения прямой военной угрозы безопасности Союзного государства.

И новые вызовы требуют новых ответов, причем не только, а часто и не столько связанных непосредственно с укреплением вооруженных сил и ВПК. Не меньшее значение имеют сильные экономика и социальная сфера, национальное единство, высокий моральный дух, возможность влиять на другие государства мира посредством так называемой «мягкой силы» и быть едиными в противодействии появляющихся угроз.

Иллюстрации – с сайта www.invoen.ru

Читайте также


Поделиться:

Контакты

ВКонтакте

Facebook

Instagram