Александр Тиханский
политический аналитик, эксперт в сфере безопасности, кандидат социологических наук, полковник запаса, профессор Академии военных наук Российской Федерации
В последнее время на Республику Беларусь осуществляются жесткие информационные атаки со стороны государств Прибалтики и Польши, западноевропейских стран и США, интенсивность которых нарастает в связи с активно идущей кампанией по выборам президента. Сложившаяся военно-политическая обстановка в регионе свидетельствует о том, что подобного рода, я бы сказал – информационно-психологические, операции будут только нарастать.
Ведь, как и в случае с боевыми действиями, снизить степень влияния или нейтрализовать информационно-психологические угрозы можно только путем их быстрого выявления, планирования и подготовки действий по устранению угроз и минимизации последствий. В этой связи важно заранее анализировать свои уязвимые стороны и прогнозировать варианты воздействия на них, также важно оценивать угрозы, не только существующие, но и потенциальные. Среди таких угроз в близко и среднесрочной перспективе можно выделить следующие тенденции.
Это заранее предпринятое информационно-психологическое разделение электората Республики Беларусь на восточный и западный, в зависимости от его религиозного, политического, культурного и экономического уровней восприятия. Это одна из основных угроз, которая используется не только для информационно-психологического воздействия на население, но и для дестабилизации обстановки в стране.
Кроме этого, с учетом своего расположения Республика Беларусь не может оставаться вне потоков миграции. Это уже проявляется не только в связи с конфликтом на Украине, но и новыми особенностями политико-экономических процессов: все более заметен приток китайцев в Беларусь в связи с активизацией работ в совместном индустриальном парке и перспективой организации «Шелкового пути». Ведь высокий уровень толерантности в стране присутствует из-за отсутствия объектов нетерпимости: согласно данным монографии «Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение»[1], к наиболее актуальным и реально возможным социальным проблемам и угрозам в ближайшие десятилетия для Беларуси 30,5 % респондентов отнесли «резкий наплыв мигрантов из других стран».
Соответственно, эти факторы упрощают проведение информационно-психологических операций, и разжигание нетерпимости может быть осуществлено по уже апробированным, например, Украиной, направлениям: от якобы роста криминогенности в районах проживания мигрантов до инспирирования наиболее жутких преступлений.
Уже отчетливо видно, что выборы президента в Беларуси происходят в условиях информационно-психологической войны. Мы – на войне XXI века: беспрецедентное использование телеграм-каналов, массовое создание новых и их перекупка… Рассуждая о своеобразном противостоянии государственных СМИ, телеграм-каналов и прочих социальных сетей, можно прийти к следующему выводу: к сожалению, хорошо организованное, агрессивное меньшинство в русскоязычном интернете пока что работает лучше патриотических сил…
Вот один из уже бывших кандидатов в президенты В. Бабарико, имея имидж убежденного сторонника белорусской культуры и успешного менеджера, обращается к белорусской интеллигенции и молодежи. Кампания за референдум, флешмобы, мирные протесты и другие акции солидарности – все это способствует политической мобилизации и активности. Чем больше белорусы будут действовать в этом направлении, тем больше шансов на позитивные перемены. По мнению многих западных экспертов, политика в Беларуси, которую часто называют «последней диктатурой Европы», никогда не выглядела более интересной и многообещающей, чем сейчас.
А вот Джеймс Шоттер и Макс Седдон в Financial Times пишут о ситуации, сложившейся в Беларуси в связи с арестом В. Бабарико – якобы «основного оппонента А. Лукашенко на президентских выборах». Авторы связывают рост протестной активности в Беларуси не только с задержаниями оппозиционных кандидатов, но также с нарастающими социально-экономическими трудностями и сомнительной политикой белорусских властей в области противодействия пандемии COVID-19. Кроме того, по мнению Дж. Шоттера и М. Седдона, рост протестной активности в Беларуси якобы будет способствовать усилению давления со стороны Москвы на А. Лукашенко, и «основной целью этого давления будет не смещение белорусского президента, но ослабление его позиций». В конце авторы «не исключают сценария украинского «майдана» в Беларуси после проведения президентских выборов».
Да, выборы президента Республики Беларусь в некоторой степени будут проводиться на информационном базисе, заложенном во время пандемии, и определенное значение для проведения информационно-психологических операций будет иметь и снижение уровня жизни населения. Кроме того, в период выборов будут осуществляться (и уже осуществляются) информационно-технические и информационно-психологические операции со стороны наших соседей – Польши, Литвы, Латвии.
Нельзя забывать и то, что важной темой предвыборной кампании и темой проведения следующих информационно-психологических атак становится истечение в 2021 году срока действия соглашений о порядке использования и содержания радиостанции ВМФ РФ и узла системы предупреждения о ракетном нападении, расположенных на территории Республики Беларусь.
Вопросы экономической деятельности, как и иные социально-политические аспекты развития Союзного государства, подвергаются ожесточенной критике. В соответствии с проведением информационно-психологических операций следует ожидать рост информационных атак на конкретных должностных лиц. К таковым могут относиться не только представители высшего руководства России и Беларуси, но также другие лица в зависимости от цели и масштаба операции.
Не забывайте, как сейчас используется тема АЭС в Беларуси, особенно в Литве – эта тема будет постоянно использоваться для устрашения населения Беларуси и близлежащих стран, но а в предвыборной кампании тем более: это «авария» и «утечка радиации»; постоянная ассоциация БелАЭС и ЧАЭС; «рост числа заболеваний» и «угроза терактов»; «хакерские атаки»; обнародование в нужный момент способов ведения военных действий с использованием техногенных катастроф (что, например, предлагают противостоящие азербайджанские и армянские военные) и пр.
Все указанные выше возможные угрозы в информационно-психологической сфере представляют собой далеко не исчерпывающий список: они, наряду с другими, могут быть использованы как в отдельности, так и в комплексе (что с точки зрения противника более эффективно), и поэтапно в рамках одной информационно-психологической операции на 1-2 месяца, на 2-3 года и далее – как составные элементы долгосрочных операций влияния.
Что необходимо предпринять, чтобы нейтрализовать (что уже практически невозможно) или минимизировать реально действующие угрозы в информационно-психологическом пространстве Союзного государства?
Пока необходимо отложить варианты с «заблаговременным выявлением и анализом угроз», актуальным становится подготовка планов компенсирующих и ответных действий для каждой потенциальной угрозы в рамках ведения информационно-психологического противоборства: это осуществление постоянного мониторинга общественного мнения на основе научно обоснованных социальных опросов. В то же время следует контролировать проведение опросов негосударственными или иностранными социологическими службами, поскольку сбор данных о настроениях населения Беларуси может являться этапом не только информационно-психологической операции, но и операции по полной дискредитации выборов.
Попросту необходимо наращивание собственных белорусских каналов коммуникации и контента. Следует в рамках телевидения очень плавно добавлять свой контент, интенсивно занимать своей информацией не столь заметные на первый взгляд каналы коммуникаций, такие как радио, местные газеты, графическая информация различного рода, социальные сети и другие.
Меры эти не исчерпывающие, необходим постоянный поиск новых методов и средств противодействия, но в любом случае работа должна вестись уже сейчас.
Каждому государству необходимо охранять свой информационный суверенитет, под которым понимается право государства самостоятельно определять правила владения, пользования и распоряжения национальными информационными ресурсами, проводить независимую информационную политику, формировать национальную информационную инфраструктуру, обеспечивать информационно-психологическую безопасность.
А безопасность информационного пространства является одним из важнейших условий развития суверенного демократического социального государства.
[1] Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение / И.В. Котляров [и др.]. Минск, 2015.
Фото: http://army.ric.mil.ru
*Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
При использовании материалов np-aaii.ru указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.