Ольга Шевченко
председатель правления Агентства интеграционных инициатив, кандидат психологических наук
За время нашей работы мы реализовали десятки проектов с коллегами из Беларуси. Собирали на смоленской земле ребят из Могилева, Витебска, Минска. Знакомились, общались, спорили. Взрослые вместе с молодежью учились чему-то новому.
На Школе молодых управленцев Союзного государства искали новые драйверы развития экономики двух стран, видели проблемы, которые не решались многие годы. Амбициозные студенты-международники предлагали создать единую криптовалюту Союзного государства, молодежный Госсовет, ратовали за расширение студенческих обменов, открывали для себя закономерности информационного противоборства и манипуляций общественным сознанием.
На молодежных форсайтах прогнозировали будущее Союзного государства, вместе с белорусскими социологами рисовали портрет молодого человека из российско-белорусского приграничья. Но никто не мог в полной мере предположить, что принесет всем нам лето 2020 года. Пандемия, закрытие границ, сложности в экономике, президентские выборы, которые изменили Беларусь и людей, которые за время нашего сотрудничества стали для нас кем-то большим, чем просто коллеги.
Лето 2020-го стало для Беларуси временем социально-политических потрясений и новых открытий: познания себя как нации. Политологи, эксперты, историки могут сколь угодно долго спорить о времени создания белорусской государственности, ее символах и т.д., однако именно общественно-политический шок лета 2020-го, во многом изменивший сознание белорусов, можно считать точкой отсчета иной Беларуси.
Что изменилось в общественном сознании, спросите вы? Рассыпался миф о том, что белорусы никогда не выйдут на улицу, «это не украинцы». Даже социология говорила об этом: 90% молодых людей из приграничья никогда не участвовали в акциях протеста. Белорусская молодежь аполитична, только 3% готовы вступить в партию для политической борьбы.
Сейчас, к сожалению, невозможно объективно оценить процент людей, вышедших на улицы в поствыборный период. Но очевидно, что такого размаха акций мало кто ожидал. Удивительно, что триггером к ним послужили не экономические требования повышения зарплаты, снижения налогов (как во многих европейских странах), а в большей степени эмоциональные факторы – чувство обманутости электората недостоверным подсчетом голосов и коллективная поддержка «пострадавших от необоснованного насилия со стороны власти».
Белорусский протест во многом уникален. Здесь нет погромов, массовых провокаций со стороны протестующих, откровенной агрессии в отношении правоохранителей, характерной для аналогичных антиправительственных выступлений последних лет в других точках земного шара. Белорусский народ показал себя миру с новой стороны.
Даже те, кто голосовал за Лукашенко, кто не поддерживает идею перевыборов и указывает на отсутствие альтернативы действующему главе государства, по-новому воспринимают родную страну. Большинство понимает, что назрела необходимость движения вперед, изменения экономического уклада, выстраивания прозрачных и последовательных внешнеполитических отношений. Есть осознание, что такая небольшая страна в центре Европы со всеми красивыми идеями многовекторности не может долго сидеть сразу на нескольких стульях: рано или поздно можно сорваться в бездну!
Витают в воздухе новой Беларуси и опасения раскола общества. Причем поводом для надлома могут послужить самые разные факторы: начиная от цвета национального флага, заканчивая политическими и внешнеполитическими предпочтениями.
Мы видим, пропускаем через себя и с уважением принимаем выбор наших белорусских соседей. Надеемся, что те потрясения, которые сейчас испытывает страна, закончатся. Обновленная Беларусь выйдет из них достойно.
АгнИ же ждет открытия границ, у нас много общих проектов, задумок, незаконченных малых дел. Надеемся, что сможем завершить их с нашими дорогими партнерами из приграничья, как и разделить с ними радость человеческого общения…
При использовании материалов np-aaii.ru указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.