В 18 км от Духовщины находится одно из старейших сел Духовщинского уезда – село Чижево. Это родина светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, выдающегося государственного и военного деятеля своего времени, создателя Черноморского флота и его первого главнокомандующего, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II.
Отец Потемкина, Александр Васильевич, был небогатый смоленский дворянин, отставной майор. В 1703 году он вместе с неким «Смоленской шляхты ротмистром» Иваном Шельвичем устроил возле своей усадьбы, в 1/2 в. от реки Хмость, при речке Славице, деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы – этим было положено начало селу Чижево (так называлась деревня Потемкина от речки Чижевки).
В этой церкви и крещен был Григорий Александрович Потемкин, родившийся в сентябре 1739 года. В 1746 году отец его умер; в следующем году в исповедных книгах с. Чижево крестьяне деревень Чижева, Залужья и Новоселок впервые называются крестьянами вдовы Дарьи Васильевны Потемкиной.
Воспитание свое Потемкин получил под руководством матери. Образованием же его сначала руководил сельский дьячок. По сохранившимся в летописи села Чижева записям, это был дьячок Семен Карцев, начавший свою службу в селе с 1742 года. Маленький Потемкин обучался у него азбуке и псалтыри. Как сын мелкопоместного шляхтича, Гриша Потемкин вел простой образ жизни, играл на поповке с детьми духовенства и с ними находил развлечение в разных сельскохозяйственных работах детского возраста: пас лошадей, греб сено, был поводырем у телеги с навозом, лихо скакал на неоседланной лошади.
Прошли года. Потемкин был при дворе советником и другом императрицы. В Чижеве бывал очень редко, потому здесь и не сохранилось никаких вещественных воспоминаний о нем. Но можно думать, что он не забывал свое родное село.
Известно, что Екатерина II была в Чижеве во время путешествия своего на юг в 1780 году. В Чижеве указывают колодец, из которого для нее брали воду или к которому она сама ходила пить ее и бросила перстень. Дорога на Чижево от Поречского большака называется до сих пор «Царской дорогой».
Потемкин умер в 1791 году. Чижево перешло к племяннику его, Василию Васильевичу Энгельгардту, сыну полковника Василия Андреевича Энгельгардта и сестры Потемкина, Марии Александровны.
Энгельгардт был хороший хозяин и строгий помещик. При нем Чижево поправилось, у крестьян его не было ни развалившихся хат, ни ободранных крыш; подупавшим крестьянам он помогал восстановить хозяйство; пьянство и воровство строго преследовал. При нем Чижево окружено было пятью озерами с мельницами и рыбными ловлями; густыми рощами и лугами. В его усадьбе были и собственные мастера из крепостных: плотники, столяры, живописцы.
В 1791 году он построил в Чижеве вместо старой деревянной церкви каменную – с каменною оградой, по углам которой стояли четыре башни. Храм был освящен еп. Парфением. Для содержания притча им еще в 1788 году был отмежеван участок земли в 46 дес. и 1000 кв.с., из которого позже за церковью осталось только 35 дес. и 100 кв.с. Почему этот участок уменьшился, неизвестно.
Энгельгардт умер в мае 1828 года, в местечке Ольшаны Киевской губернии; его тело было перевезено на родину в марте 1830 года. Он был погребен под алтарем, в особо устроенной в подвале усыпальнице, или склепе. В Чижевской летописи записано, что при вскрытии склепа (когда и зачем не сказано) было найдено много человеческих костей и выброшено рабочими много золотой и серебряной мишуры. Таким образом, все хлопоты покойного вельможи оградить могилу свою и своих предков от забвения и поругания оказались напрасными.
Построенная Энгельгардтом ограда с башнями, в одной из которых находился погреб для хранения церковных вещей, вновь была переделана, причем башни разрушены в 1851 году стараниями церковного старосты, капитана артиллерии Евгения Осиповича Криштафовича.
После смерти В.В. Энгельгардта Чижево перешло к его сестре, графине Александре Васильевне, по мужу Браницкой, одной из племянниц-любимиц Потемкина (Потемкин вызвал в Петербург из Чижево свою овдовевшую сестру с пятью дочерьми, из них старшая, Александра, в 1781 году вышла замуж за польского гетмана Ксаверия Петровича Браницкого). На её руках Потемкин и скончался в Бессарабской степи, под открытым небом, в сентябре 1791 года. Искренно любившая Потемкина, графиня Браницкая хотела увековечить память о нем и в его родном селе Чижеве, но попытки её мало имели успеха.
Она построила в Чижеве монумент в память рождения Потемкина. Монумент представлял из себя небольшое квадратное здание с колоннами, внутри на стене висел, как сказано в летописи, бронзовый портрет Потемкина. С течением времени, никем не поддерживаемый, памятник этот стал разрушаться, а в 1868 году он был и совершенно разобран, и материал был распродан бывшими дворовыми людьми Энгельгардта. Бронзовый портрет князя кем-то был похищен.
Чижевских крестьян Браницкая отпустила на волю, как только введена была во владение Чижевым. Она завещала им всю эту вотчину в количестве 2700 десятин с лесом, лугами, озерами, господским домом, постройками и всеми угодьями в вечное владение. И было поставлено только одно условие: чтобы они ежегодно вносили на поддержание и благолепие Чижевского храма по 500 р. ассигнациями. Но, получив землю и волю, крестьяне и не подумали исполнить поставленное в завещании условие, а предались пьянству и стали жить хуже, чем соседние деревни, где крестьяне, получив обычные наделы при освобождении от крепостной зависимости, занялись разными промыслами в подспорье своему хозяйству.
Участились случаи грабежей, растаскивания и продажи господского имущества. Таким образом, исчез в небытие музей Потемкина со всеми исторически ценными экспонатами. Порядок в имении своих предков попыталась навести графиня Елизавета Воронцова (наследница Браницкой, её дочь Елизавета Ксавериевна вышла замуж за князя М.С. Воронцова, бывшего генерал-губернатора Новороссийского края, устроенного Потемкиным).
Графиня Елизавета Воронцова, узнав, что завещание её матери не выполняется, возбудила ходатайство о принятии правительством мер к его исполнению. 21 февраля 1858 года в Смоленской гражданской палате был составлен акт, а 3 мая выдан указ о том, чтобы в Чижевской церкви на вечные времена творить поминовение по усопшей графине Александре и родных её – светлейших князьях Григорие (Потемкине) и Михаиле (Воронцове), и Василие (Энгельгардте) и Марфе, с отчислением ежегодно суммы 142 р. в пользу притча.
Взнос производился крестьянами с 1858 года через волостное правление, которое доставлялось местному притчу и церковному старосте, записывающему его в документы.
Таким образом, нужно было почти 20 лет, чтобы воля племянницы Потемкина была исполнена облагодетельствованными ею крестьянами.
Данное обязательство местными крестьянами неукоснительно исполнялось до известных событий 1917 года.
В начале прошлого века Чижево – захудалое село, где кроме 2 домов духовных и 47 крестьянских имеется волость и земская школа. От прежних рощ ничего не осталось. На месте усадьбы Потемкина и Энгельгардта растет бурьян и одичалые цветы – нарциссы и розы. Заброшенная усадьба была разобрана на хозяйственные нужды окрестными помещиками и крестьянами.
В 30-е годы советского периода окончательно разграблена родовая церковь Потемкиных. Бесценные иконы пошли на изготовление столов, а храм Божий превращен поочередно в хлев, конюшню и склад.
Вот как описывает своё родное село Чижево Орлов Тимофей Фадеевич: «Деревня Чижево № 2, состоявшая из 20 дворов бывших дворовых князя Потемкина, которые говорили на правильном русском языке. Женщины носили городскую одежду, мужчины дома и при женщинах не ругались матом.
Деревня имела свою мельницу, двух кузнецов, двух сапожников и мастера по ремонту гармоний. Молодежь часто устраивала вечеринки, на которых бесплатно играли гармонисты. Танцы исполнялись бальные: вальс, подыспань, краковяк, ойра-ойра и другие. Мужчины в деревне были грамотные. При царской власти боялись грамотеев, в деревне разместились 4 жандарма и 1 урядник Чижевской волости.
Деревня Чижево № 2 существовала до 1934 года, пока не слилась в единый колхоз с Чижевом № 1. Наша небольшая деревня играла существенную роль в становлении Советской власти в 1917 году и в годы Военного коммунизма, так в нашей деревне был раньше создан колхоз (в 1929 году), что повлияло на ход коллективизации в нашем сельсовете.
После Великой Отечественной войны после ухода в города молодежи в деревне осталось немного жителей, которые стали работать в Петрищевском совхозе».
В настоящее время Чижево селом сложно назвать: это несколько домов дачников.
В сентябре 1999 года в честь 260-летия со дня рождения Потемкина состоялось открытие памятного камня. Надпись на камне гласит: «Здесь в сентябре 1739 года родился выдающийся государственный и военный деятель России генерал-фельдмаршал Потемкин Григорий Александрович».
Фото: Ольга Шевченко
До наших дней остался руинированный родовой храм-усыпальница Потемкиных-Энгельгардтов и многовековые липы.
Фото: Ольга Шевченко
Фото: Максим Захаров
В 1999 году был восстановлен царский колодец в честь приезда Екатерины Великой на родину своего сподвижника в 1780 году. Колодец был освящен по церковным канонам.
Фото: Максим Захаров
В 2003 году к празднованию 300-летия села Чижево была построена купель. В январе 2020 года купель сгорела.
Использованы материалы: Орловский И. На родине Светлейшего (1905 г.); Желудов В. История села Чижево; Край Смоленский. 1994. № 7-8.
Подготовила Наталья Панова
Фото: Николай Смолянкин, Максим Захаров, Ольга Шевченко
При использовании материалов np-aaii.ru указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.