Репортаж подготовлен в рамках проекта № 20-2-017292 «Дорогами Потемкина: по памятным местам князя-созидателя», поддержанного Фондом президентских грантов, и опубликован на сайте new.crimiz.ru.
Едем в Изюмовку – первое казачье поселение в Крыму. Воины в папахах обосновались здесь в 1785 году. Может возникнуть вопрос: причём здесь Потёмкин? Ответ прост: создание Черноморского казачьего войска – прямая заслуга светлейшего князя.
Поговаривали, однажды Потёмкин, наслушавшись рассказов о житье-бытье казаков в Запорожской Сечи и их великом братстве, растрогался до слёз и пожалел, что не родился казаком. И будто бы под дружное «любо» запорожцы приняли его в свой строй, и писарь внёс его в полковую «книгу» под именем Грица Нечёса – прозвищем, данным ему за буйные кудри на голове.
По именному указу императрицы
После вхождения Крыма в состав Российской империи светлейший князь Григорий Потёмкин посчитал, что для защиты этой новой жемчужины страны необходимо казачье войско. И в этом его поддержала великая императрица Екатерина Вторая. Казаки были хорошо организованны и обучены, чтобы противостоять десантам Османской империи. Было принято решение упразднить неуправляемую Запорожскую Сечь. Из запорожцев, заявивших о своей верности матушке-царице, Григорий Александрович сформировал Черноморское казачье войско. Императрица высоко оценила эту его инициативу и в письме от 11 января 1788 года сообщила о своём согласии пожаловать «верным казакам» земли. И это официально подтвердила в «Именном Указе Екатеринославскому, Таврическому и Херсонскому Генерал-Губернатору Князю Потёмкину-Таврическому».
– На основании этого документа новое казачье войско получило наименование Черноморское. Из Запорожья оно двинулось по двум направлениям – в Крым и на Кубань. Те, что высадились на Таманском полуострове, стали основой будущего Кубанского войска. Объединение потомков тех, кто защищал Крым и обосновался в нём, теперь официально именуется Черноморским казачьим войском. И по праву, – сказал мне редактор изданной в Симферополе книги «Обычаи и традиции, пережившие века» Лев Рябчиков. – А Потёмкин был первым и последним гетманом того Черноморского казачьего войска.
С 1783 года на полуострове осели более 500 казаков. Многие из них поступили на службу в Таврический легкоконный полк, который был сформирован в 1785 году – перед путешествием Екатерины II в Крым. Ныне принято считать датой основания Черноморского казачьего войска 1787 год, поскольку сохранился письменный приказ князя Потёмкина-Таврического от 20 августа 1787 года о наборе волонтеров на русско-турецкую войну.
Крымские казаки сегодня по крупицам восстанавливают свою историю, подтверждая её документами. И, конечно же, возрождают обычаи и традиции, которые их далёкие и близкие предки пронесли через века. Те, кто им следует, живут и на «Хуторе Терском», что в Кировском районе.
От села до «Хутора Терского»
Изюмовка обосновалась по соседству с Феодосией на берегу реки Чурук-Су. Пейзаж, в который она вписана, вроде бы скромен, но притягателен. В нём сосредоточена прелесть предгорья: цветущие сады, крутой берег реки. Его дополняют запах свежескошенной травы и прозрачный воздух. Улицы селения широки, дома выбелены, дворы в цветах. Весна не жалеет красок – и Изюмовка в её пору становится пёстрой, как цыганский платок. На улицах пахнет сиренью, вишней и сдобой.
Среди каменных особняков сохранились первые саманные казацкие домики с красной черепичной крышей, маленькими оконцами и ставенками, заросшие травой под самую крышу. Некоторым хаткам более 200 лет.
– До казаков в здешних местах жили греки и армяне, и село называлось Чурук. Это название упоминается в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А.В. Суворова от 18 сентября 1778 года. Рядом было мусульманское поселение Тамагаджи, которое все жители покинули после принятия Крыма в состав России. В 1784-м на пустующих землях поселились отставные солдаты Изюмского гусарского полка. Отсюда и название – Слобода Изюмская, а потом Изюмовка. Полк дислоцировался в Крыму и участвовал в войне против Турции. Некоторые историки считают, что название селу дали в честь владельца этих земель генерал-поручика Владимира Изюмского, – рассказал мне Александр Канаховский, потомственный казак. Он здесь родился и об истории села знает многое. Он и поведал нам некоторые предания и провел небольшую экскурсию.
В книге «Обычаи и традиции, пережившие века» читаем, что после путешествия в Крым Екатерины Великой сопровождавшим её кавалеристам предложили поселиться на опустевших землях Феодосийского уезда. Казаки получали земли и становились «вольноопределяющимися» с обязательной явкой на все военные сборы и с уплатой налогов в казну.
Самое большое поселение было в Насыпкое (сейчас Насыпное), где насчитывалось 45 семей. В Изюмовке жили 15 семей. Первый этап формирования казачьих поселений завершился к 1823 году. Тогда же был образован совет атаманов Феодосийского уезда при градоначальнике. Первые казачьи десятки здесь появились в 1789-м. Казаки охраняли южные границы под командованием А. Дибич-Задунайского.
– Казаки испокон века селились в приграничной зоне, верой и правдой служили Отечеству, защищали Родину от врагов. Всегда появлялись там, где их никто не ждал. И сегодня мы тоже готовы дать отпор всем врагам, – с гордостью говорит Александр.
Первоначально Изюмский полк квартировался в бывших конюшнях селения Чурук. Часть строения сохранилась до наших дней. По преданию, Екатерина II повелела отставным солдатам Изюмского гусарского полка остаться в этих местах для основания поселения, выбрать себе в жёны достойных девиц, чтобы создать семьи. Отставные гусары основали династии Ермаковых, Гнездиловых, Малышевых, Зеленских, Дерябкиных, Мозгаловых, Мазневых, Руденко, Пастуховых, Феньковых, Манушкиных, Гончаровых, Тихонько, – продолжает свой рассказ Александр Канаховский. – Некоторые потомки первых поселенцев и сегодня живут в Изюмовке.
Вдоль по Речной
Сохранилась в Изюмовке первая казачья улица – Речная. Широкая, длинная, с пышными зарослями деревьев на берегу. Первым на пригорке видим бывший дом атамана. У его подножья в овраге звенит зеркальная струя Мартынова фонтана – однотрубного родника, который неторопливо наполняет живительной влагой каменную чашу. Источник обрамлён каменной кладкой и украшен монолитными колоннами. Археологи выяснили, что его каптаж построили греки ещё в середине XVIII века, они и дали имя роднику – Чурук.
– Видите, какая вода? Хрусталь, – говорит мой проводник. Я зачерпнула стаканом воду и посмотрела на свет. Она была прозрачна, как слеза. И холодна.
В зной родник пересыхает, вздыхает Александр Канаховский. Однако при нас воды сколько угодно могли набрать все желающие. Но село всегда пользовалось несколькими источниками в балке у подножия хребта Карасан-Оба.
От атаманского дома начинаются казачьи постройки. Среди зелени фруктовых деревьев притаились скромные казацкие хаты. В них уже не живут. Прежде после жатвы оставалось много соломы. Её смешивали с глиной и конским навозом, получались крепкие кирпичи, их высушивали под палящим крымским солнцем и выкладывали из них стены. Сегодня эти ветхие строения соседствуют с добротными домами. В одном из дворов – старый колодец, как напоминание о том времени. В конце улицы живёт семья Тихонько – тоже потомки первых поселенцев. Во дворе, как и возле других домов, наливаются соком черешня, вишня и персики.
– Наше село – благодатное место, – говорит Александр Канаховский, – гора Аргамыш защищает его от сильных ветров, земля плодородная – ветку винограда в землю закопаешь и вскоре янтарную ягоду получишь.
В конце Речной улицы Александр подводит нас к «двухтрубному» роднику. Он, говорит Александр, никогда не пересыхает, и за его целебной водой приезжают со всей округи. Есть в Изюмовке и родник, который местные называют «Слезы предков» из-за того, что он расположен вблизи старого кладбища.
Целебные источники питают реку Чурук-Су. В скальных гротах в её долине любит прятаться детвора.
– Об этих местах сохранилось множество легенд, – говорит Александр. – Одна гласит, что в скальном обрыве над рекой есть пещера, по которой можно дойти до самого Кызылташа – урочища небывалой красоты. Напрямую до него 15 километров. В детстве мы с пацанами обшарили всю скалу, но эту пещеру так и не нашли.
Самая длинная улица села – имени Калинина. На ней сохранился дом № 142 – бывший казацкий барак. В нём семьи казаков кантовались, пока строили своё жильё. Сегодня в нём живут потомки рода Мазневых. Живут на Калинина также потомки рода Ермаковых и Зеленских.
– Жалею, что в юности мало общался со старожилами. Они многое могли рассказать об истории села. Но я тогда не понимал, зачем это нужно, а сейчас и расспросить некого, – сожалеет Александр. – Помню, жил в нашем селе дед Лука. Колоритный такой старик, с усами как у Будённого. Кузнецом был, работал на конюшне и жил рядом с ней. Фронтовик, многое он знал. – Александр показал на старенький полуразрушенный домишко с красной черепичной крышей и маленькими оконцами. – Пацанами мы часто к нему на кузню забегали. Бывало, нашкодим, он нас поймает, за ухо оттягает, но мы не обижались, уважали его. Помню, самокрутку закрутит, раскурит и начнёт рассказывать о селе. Мне бы тогда записать то, что он рассказывал, но в детстве разве об истории думаешь? Приходится теперь историю своего села собирать по крохам, но надо. Это для будущего необходимо, для детей наших.
Соль земли
Александр – потомок старинного рода Канаховских. Сегодня он – командир отделения ХКО «Хутор Терской».
– Мой дед Вацлав в 30-х годах прошлого века женился на правнучке знаменитого наказного атамана войска Донского, героя Отечественной войны 1812 года Максима Григорьевича Власова – Олимпиаде. В 1939 году дед с бабкой переехали на Дон. Оттуда дед ушёл на фронт. А бабку Олимпиаду с детьми фашисты отправили в концлагерь в Крым. Семья воссоединилась в 1947 году, когда дед вернулся с войны и нашёл их. В 1950-х они решили, что лучше Крыма места нет, и поселились в Изюмовке, – рассказывает потомственный казак.
…Александра мы застали вместе с его трехлетним сынишкой в огороде. Большой зеленый ухоженный участок с фруктовыми деревьями, ягодными кустами и ростками овощей обрабатывали вдвоём. Малец тащил лейку, которая больше его, помогал отцу поливать клубнику.
– Ребёнка нужно с малолетства приучать к труду, к земле, чтобы умел не просто чего-то выращивать, а и радоваться плодам своего труда, – считает Александр.
– К сожалению, сегодня многие казацкие традиции воспитания в Крыму утрачены, но мы в хуторе Терском стараемся их возродить.
Первое, что увидела, когда зашла к Александру в дом, – папахи: маленькая, с ладонь, почти игрушечная, кубанка, пошитая для будущего казака, и большая, хозяина. А ещё притягивает взгляд «красный, святой угол», в котором помещены иконы. Необычный интерьер для современного дома, но такой угол был раньше в каждой хате.
Александр – высокий, статный мужчина. Благодушен, гостеприимен. В душе философ – размышляет о вечном и суете современного мира. Унаследовал Александр и старинную казачью шашку. Много лет назад его дед подарил её отцу Александра, а тот, в свою очередь, передал её сыну.
– Жаль, что отец отдал мне её лишь в 2000 году. Достал с чердака запылённую, со сгнившей рукояткой. Я её немного укоротил, сделал новую рукоятку. Но шашка особенная, нестандартная – длинная, узкая и легкая.
Сейчас шашку он передал для обучения фланкировке маленьким казачатам. Александр показывает видео, на котором мальчишки и девчонки так вращают клинок, что я застыла на месте от восхищения.
– Фланкировка – древнее искусство владения холодным оружием – укрепляет кистевой и локтевой суставы, развивает гибкость, – вводит меня в курс казак. – У нас шашка считалась первейшим оружием. Был семейный обычай, провожая сына на военную службу или ученье, вручать ему «семейную» шашку. Я стараюсь воспитать у сына уважение к нашим традициям, поэтому фланкировать он научится обязательно. Тем более в нашем «Хуторе Терском» есть замечательный специалист, который переехал к нам с Дона. Он и обучает наших казачат.
Прежде казаки даже не мыслили себя без коня. Во дворе у Александра Канаховского я увидела «табунок» лошадей, правда механических – велосипед и автомобиль.
– А верховой ездой владеете?
Александр ответил пословицами:
– «Козак без коня, что солдат без ружья», «Козаку конь себя дороже»… Но содержать лошадь сегодня дорого. Когда выдаются выходные, еду с сынишкой в Старый Крым. Там живёт старший конного подразделения нашего хутора Андрей Короткий. У него целый табун – 30 голов. У него я сам в седло сажусь и сынишку учу. Он не боится и уже потихоньку ездит верхом. Вот исполнится ему 5 лет, тогда и начнём вплотную заниматься джигитовкой, фланкировкой и верховой ездой. Казацкое воспитание способно увлечь молодёжь, заинтересовать историей и культурой. Главное – возродить на нашей земле славные традиции казачества, которые велел беречь сам Потёмкин.
– А вас не тянет жить в большом городе? – спросила на прощание у Александра.
– Как бы тебе растолковать. Я казак в душе. Здесь мой пуп зарыт. Иной раз вечером выйдешь к реке, посмотришь на её мерное течение, так хорошо на сердце станет, что внутри всё застывает. Вот так и растёт в тебе любовь к родным местам.
Теперь я тоже часто вспоминаю Изюмовку. Весенний вечер, ветки цветущей вишни над заборами, сладкий запах акации и заходящее солнце, окрашивающее все вокруг в необыкновенно алый цвет.
– Будете проезжать мимо нашего села, милости прошу в гости, – сказал Александр на прощание.
Светлана Макаренко
Фото автора